В Омске состоялся IX Международный форум социальных инвесторов и предпринимателей «ИННОСИБ-2019».
Одним из важных вопросов повестки стало обсуждение хода реализации национальных проектов в сфере бизнеса. Эксперты проектной лаборатории «Популяризация предпринимательства» рассуждали о том, что побуждает людей открыть свое дело, и какие меры необходимо предпринять в рамках региональных и федеральных программ для вовлечения в предпринимательскую деятельность людей, обладающих для этого необходимым потенциалом.
Открывая работу проектной лаборатории, модераторы напомнили участникам историю вопроса: в мае 2018 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данным Указом были утверждены 12 национальных проектов, один из которых — «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Он включает в себя пять федеральных проектов — масштабных задач, которые необходимо решить для того, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития предпринимательства в Российской Федерации.
Цель работы проектной лаборатории — попытаться ответить на вопрос: Что можно сделать, чтобы наиболее эффективно реализовать Федеральную программу «Популяризация предпринимательства» в Омской области в ближайшие пять лет?
Экспертное мнение
Игорь Антропенко, депутат, председатель Комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного Собрания Омской области:
— Традиционно предпринимательством занимается сравнительно небольшое количество людей, не более 5%. Побудительным мотивом, как правило, является желание иметь более высокий доход, либо быть независимым. Это два основных мотива, что подтверждается результатами опросов общественного мнения.
На мой взгляд, одна из проблем популяризации предпринимательства в том, что в российском обществе традиционно сложилось неоднозначное отношение к предпринимателю.
Зачастую население не владеет информацией о том, какими позитивными моментами сопровождается предпринимательство — сколько создается новых рабочих мест в масштабах региона, какие дополнительные доходы получает бюджет региона и население, работающее в этом сегменте бизнеса, сколько важных социальных программ реализуется по инициативе предприятий. Нередко предприниматели фигурируют в негативной информационной повестке, к сожалению, определенная доля криминализации присутствует, как и в любом сегменте человеческой деятельности.
Положительные примеры предпринимательской деятельности в средствах массовой информации освещаются, к сожалению, не так часто. Это влияет на общественные настроения и восприятие предпринимателей. Увы, порой оно представляет собой вульгарное представление о владельцах бизнеса как о людях, в деятельности которых превалирует корыстный мотив.
Если мы хотим вовлечь в предпринимательскую деятельность перспективную молодежь, необходимо работать над изменением образа предпринимателя в ее глазах. Важными аспектами в этом плане являются образовательный, профориентационный и информационный — к слову, каждый из них выделен в отдельное направление в рамках регионального проекта «Популяризация предпринимательства» .
На мой взгляд, в информационном аспекте важную роль играет работа со средствами массовой информации. Сегодня недооценена роль тех самых предпринимательских объединений, которые обеспечивают экономический рост региона, несмотря на то, что имеются все необходимые ресурсы для того, чтобы показывать позитивные примеры предпринимательской деятельности. Я говорю даже не про Омскую область, проблема характерна для множества регионов страны.
Наш регион может похвастаться тем, что с 2018 года у нас действует региональная программа, в рамках которой проводятся событийные мероприятия. Участие в подобных мероприятиях как раз позволяет получить информацию о позитивных примерах предпринимательской деятельности. Более того, Правительством Омской области, губернатором, в качестве законодательной инициативы в Законодательное Собрание внесено предложение об учреждении почетного звания Заслуженный предприниматель Омской области. В качестве одного из критериев для присуждения этого звания обозначено занятие социальным предпринимательством. Эти изменения в отношении к предпринимателям позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Надеюсь, те предложения и рекомендации, которые стали итогом работы нашей проектной лаборатории в рамках форума «ИННОСИБ-2019», получат развитие и позволят сделать очередной шаг в вопросе популяризации предпринимательства на территории Омской области.
Предложения в Резолюцию Форума
- Ввести оценку качества и проработанности преподаваемых дисциплин в сфере бизнес-образования, на основании исследования изменений в деятельности выпускников при реализации ими своих новых проектов.
- В связи с законодательным закреплением понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», планами по созданию национального Реестра социальных предпринимателей, ввести для внесённых в этот реестр меры поддержки, прежде всего возможность получения муниципальных площадей без конкурса, с возможностью дальнейшего выкупа.
- Расширить Интернет-площадки по популяризации предпринимательства через просветительские передачи, каналы, используя ресурсы организаций и ресурсы СМИ.
- В публичном пространстве формировать образ социального предпринимателя как самодостаточного, востребованного и успешного.