Игорь Антропенко: «Необходимо кардинально изменить систему управления в Омске»

Кандидат в мэры Омска Игорь Антропенко дополнил и качественно переработал программу, представленную на суд омичей и конкурсной комиссии в мае 2017 года. В новом программном документе предложен проект реорганизации структуры Мэрии, направленный на выявление и устранение неэффективных, избыточных звеньев и максимальный вывод услуг на аутсорсинг.

Напомним, программа Антропенко «Курс на позитивные перемены» объединяет пять ключевых направлений развития города (Омск комфортный, здоровый, открытый, полицентричный, доходный).

КУРС — НА ПОЗИТИВНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Уже сегодня делать то, о чем другие будут думать завтра

Уинстон Черчилль

 

ДЛЯ КАРДИНАЛЬНЫХ ПОЗИТИВНЫХ ПЕРЕМЕН В РЕГИОНЕ НЕОБХОДИМО ИЗМЕНЕНИЕ ДВУХ ОСНОВНЫХ МОМЕНТОВ:

 — СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Качественный переход на системное проектное управление, реинжиниринг системы управления в контексте реализации государственного стратегического планирования (172-ФЗ), позволит повысить эффективность государственного и муниципального управления за счет сокращения расходов на содержание аппарата, повышения достигнутых конкретных результатов деятельности, преемственности муниципальных политик региональной Стратегии развития.

 — УКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА РЕГИОНА.

Число жителей города Омска составляет 60% населения области, которое генерирует более 90% промышленного производства, строительства, инвестиций, налогов, из которых лишь 4,5% идет в местный бюджет. Десятилетиями длящийся бюджетный геноцид привел к сложнейшей ситуации с городскими дорогами, транспортом, капремонтом жилья. Кардинальное изменение ситуации (до уровня Новосибирской, Свердловской областей), позволит с первого года показать омичам (60% электората) восстановление справедливости, заботу о них, реальные качественные перемены к лучшей жизни.

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

  1. На сегодняшний день общепризнано, что функциональная структура организации управления исчерпала свои возможности, в том числе и в сфере государственного и муниципального управления. Стало нарицательным определение чиновника как «функционера», в пренебрежительном контексте: выполнять функции без результата.

В мировой практике приоритетное место заняли методологии процессного и проектного менеджмента. Это нашло отражение в начале внедрения Правительством РФ в 2016 году проектного управления (Указ Президента РФ от 30.06.2016 № 306 «О совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам»; Постановление от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в правительстве Российской Федерации»).

  1. На местах инициативу Правительства РФ поддержали, но, как видно на примере Омской области – формально, непосредственным включением проектной деятельности в действующую организационно-управленческую структуру (с включением Проектного комитета и проектных офисов: Распоряжение Губернатора Омской области от 17.04.2017 № 108-р «О Проектном комитете Омской области» и аналогичные норм.-правовые акты МО).

Причем, консерватизм в реализации данного вопроса виден даже по формальным признакам. Так, состав Проектного комитета Омской области 6 человек, все чиновники; регионального проектного офиса (РПО) 23 человека, все чиновники. Хотя по Указу 306 на федеральном уровне в Совет по приоритетным проектам включены представители Общественной палаты, ТПП, ОМСП «Опора России», РАН, профсоюзов, Союза промышленников и предпринимателей.

  1. Считаю целесообразным и необходимым качественный переход на системное проектное управление, реинжиниринг системы управления в контексте реализации государственного стратегического планирования (172-ФЗ), что позволит повысить эффективность государственного и муниципального управления за счет сокращения расходов на содержание аппарата, повышения достигнутых конкретных результатов деятельности, преемственности муниципальной политики региональной Стратегии развития.

Обоснование преимуществ данного подхода приведено на примере Администрации города Омска.

 

 ПРОЕКТ РЕОРГАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА

Этап 1. Обследование действующей структуры, выявление и устранение неэффективных и избыточных звеньев, максимальный вывод услуг.

 

Результаты обследования действующей структуры Администрации города Омска по функционально-численному составу показали, что численность работников Администрации города составляет 1779 человек, из них на 260 единицы выявлено несоответствие. В частности, наблюдается дублирование функций по 11 специалистам (не считая правовое и бухгалтерско-экономическое сопровождение; только бухгалтеров в структурных подразделениях мэрии 112 человек), 38 штатные единицы избыточны; 115 человек целесообразно вывести в казенные учреждения и предприятия, а объем работ 96 человек передать на аутсорсинг частным структурам.

Например, в Департаменте культуры 3 человека с функцией финансового контроля (ее выполняет ДФиК), а в Управлении делами 8 человек с функцией общих вопросов и материально-технического обеспечения (их выполняет КУ Управление по обеспечению деятельности Администрации города). В департаменте культуры вообще 70% штата не профильного, а вспомогательного назначения (бухгалтера, юристы, техники и т.п.). В таблице 2 отражена расшифровка итоговых результатов.

Самый значительный потенциал перевода ряда задач на аутсорсинг в департаментах образования (69 чел.), имущественных отношений (48 чел.), строительства (36 чел.).

Так, Департамент образования, имея самый большой численный состав, обременен вопросами технического обслуживания зданий школ, детских садов, бухгалтерского учета. Непрофильные виды деятельности влияют на качество решения задач. Не секрет, что профильная специализация позволяет повышать и качество труда, и его производительность. Передача данных функций на аутсорсинг позволит Руководству процесса образования сосредоточиться на основном направлении и с большей ответственностью спросить исполнение непрофильных работ со специализированных компаний.

В Департаменте имущественных отношений обслуживанием арендных договоров занимаются 48 человек, при этом качество учета – на недостаточном уровне. Внедрение муниципальных услуг в сфере арендных отношений позволяет выделить эту функцию в КУ, где узкая специализация позволит повысить качество управления имуществом, сдаваемым в аренду.

Департамент строительства по существу осуществляет функции Управления капитального строительства. Это позволяет преобразовать его в УКС, получив двойную экономию: на разнице бюджетного содержания муниципальных служащих и служащих учреждений, а также экономия на стоимости технадзора в проектно-сметной документации по курируемым объектам строительства (это 2%-5% от сметной стоимости строительства).

В структурных подразделениях Администрации города должны остаться только вопросы политики: стратегического развития, территориального планирования, городского хозяйства, экономической и имущественной политики, включая финансовую, социальной политики и т.д.

 

Этап 2: Реинжиниринг структуры Администрации города Омска в систему, ориентированную на реализацию стратегии развития.

Проведение реинжиниринга предусматривает следующий порядок действий: движение от стратегии развития ==> ключевые компетенции ==> оптимизация существующих процессов ==> установка ключевых индикаторов эффективности (в увязке муниципальных с региональными) ==> собственно, реинжиниринг ==> контроль и обратная связь. Примерная схема приведена на рисунке 2.

 

Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.

Сенека

Этап 3: Формирование целостной структуры управления Организации.

Ошибки замечать немногого стоит: дать нечто лучшее –

вот что приличествует достойному человеку.

М. Ломоносов

Формирование структуры основано на следующих принципах:

1)      Покрытие целевых индикаторов Стратегии ключевыми компетенциями. В соответствии со Стратегией города выделены укрупненно основные индикаторы, отражающие качество жизни горожан и ключевые компетенции Мэрии согласно законодательству о местном самоуправлении (131-ФЗ). Схема отражает полное покрытие целевых индикаторов.

2)      Персонализация ответственности. За каждую компетенцию отвечает единственное структурное подразделение, руководитель которого лично несет ответственность за организацию и результаты руководимого им процесса, даже если есть структуры-соисполнители, как видно на рисунке 2. Последний (руководитель) является главным контактным лицом для Мэра.

3)      Исключение дублирования.

4)      Минимализм.

5)      Преемственность лучших практик.

6)      Аутсорсинг возможных к передаче частному сектору работ и услуг — вспомогательных видов деятельности. Наглядный пример — бухгалтерские услуги.  Главное преимущество аутсорсинга — более качественное и менее затратное выполнение переданной функции с полной ответственностью. В российской предпринимательской практике, как и в мировой практике, на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, транспортные услуги, поддержка и сопровождение информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности. В представленном расчете использован далеко не весь потенциал непрофильных видов деятельности, возможных к переводу на аутсорсинг.

 

Основные отличительные характеристики предложенной Структуры:

  1. Ориентирована на реализацию Стратегии развития.
  2. Объединение курирования одним заместителем Мэра вопросов стратегического развития: для оптимальной увязки территориального планирования и реализации стратегии с учетом необходимости формирования ТЗ для актуализации Генплана (одна из приоритетных задач); для инвестиционного развития и оценки эффективности реализации стратегии развития подразделениями Мэрии.
  3. Охват одним заместителем Мэра всего спектра вопросов законности и безопасности: общественной безопасности, правового обеспечения, административной практики и обращения граждан.
  4. Объединение курирования одним заместителем Мэра всего комплекса имущественных вопросов (финансы, недвижимость, муниципальное жилье, закупки).
  5. Объединены задачи развития транспорта и транспортной инфраструктуры (так в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др.).
  6. Перевод Департамента строительства в УКС. Вопросы политики в строительстве включить в ДАиГ (практика многих городов).
  7. Выделение Управления предпринимательства и потребительского рынка в самостоятельную структуру для оперативной работы с предпринимательством (есть в 9 из 14 крупных городов). Число субъектов малого бизнеса в Омске в 3 раза меньше, чем в Екатеринбурге или в Новосибирске. Ситуацию нужно исправлять.
  8. Выделение самостоятельной структуры по городским сервисам и оценке эффективности деятельности структур администрации города. За городскими сервисами – будущее. Необходимо оперативное внедрение и развитие.
  9. Сокращение числа заместителей Мэра с 6 единиц до 5.

 

Совершенствование системы государственного и муниципального управления, реорганизация Администрации г. Омска позволит:

ü создать структуру муниципального управления, ориентированную на достижение конкретных индикативных показателей стратегии развития города в соответствии с компетенциями 131-ФЗ;

ü оптимизировать затраты на муниципальное управление (сократить расходы более чем на 100 млн. рублей в год – Табл.3);

ü создать реальные условия для развития предпринимательства в сфере городских услуг и повысить их качество.

 

Оценка финансовых выгод

Трудно быть эффективным и не противным.

Хаббард Франк

Кроме бюджетной экономии на оплате труда, дополнительные финансовые выгоды есть по таким основаниям, как:

 

  •  Экономия по расходам на создание и содержание материальной базы более 250 рабочих мест;
  •  Дополнительные налоги от результатов деятельности экономических субъектов — аутсорсингов Муниципалитета.

 

ОБ УКРЕПЛЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА РЕГИОНА

Число жителей города Омска на начало 2017 года составляет 1 178,4 тыс. человек. Это 60% населения области, которое генерирует более 90% промышленного производства, строительства, инвестиций, налогов, из которых лишь 4% идет в местный бюджет. Десятилетиями длящийся бюджетный геноцид привел к сложнейшей ситуации с городскими дорогами, транспортом, капремонтом жилья, ведь бюджетная обеспеченность омичей и инвестиционная составляющая городского бюджета – самые малые среди городов-миллионников (Рис. 1).

 Данная ситуация, как видно из рисунка 2, прослеживается на протяжении длительного периода времени. Сравнительная характеристика наглядно показывает ежегодное отставание показателя бюджетной обеспеченности горожан-омичей в сравнении с жителями Новосибирска, Екатеринбурга.

Причем, такая парадоксальная ситуация складывается на фоне:

1) бюджетной обеспеченности Омской области, незначительно отличающейся от других регионов (Рис. 3)

2) налоговых платежей омичей в бюджетную систему в расчете на 1 жителя существенно выше, чем в других регионах, что видно из Рис.

Кардинальное изменение ситуации (до уровня Новосибирской, Свердловской областей), позволит сформировать бюджет развития, а не выживания, и с первого года показать омичам (60% электората) восстановление справедливости, заботу о них, реальные качественные перемены к лучшей жизни.

______________________________________________________

Основные положения ранее опубликованной программы

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ОМСКА – КУРС НА ПОЗИТИВНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Омск сегодня – крупный промышленный, культурный, научный, образовательный, транспортный, торговый и спортивный центр не только Сибири, но и России. По численности населения Омск входит в первую десятку российских городов, по объему промышленного производства — в первую пятерку. Стратегия развития города Омска определена как «Город, в котором хочется жить!», как самый комфортный город Сибири.

Но омичи не ощущают комфортности мегаполиса. В городе накопилось много нерешенных проблем, связанных с плохими дорогами и тротуарами, неблагоустроенными дворами, проблемами ЖКХ, слабой инженерной инфраструктурой, точечной застройкой, низкой заработной платой и др.

Необходимо предпринимать иные решения, если сложившаяся практика эти проблемы не устраняет. ПРЕДЛАГАЮ перейти к реализации конкретных проектов с реальными задачами, участниками, ресурсами и результатами:

5        КЛЮЧЕВЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ОМСКА:

ü  КОМФОРТНЫЙ ОМСК (новое качество омских дорог, эффективная система транспортного обслуживания, качественные услуги при стабильных тарифах);

  •   ЗДОРОВЫЙ ОМСК (нормальная экология, озеленение, управление отходами, развитая социальная инфраструктура);
  •  ОТКРЫТЫЙ ОМСК (прозрачность власти для горожан, качественные муниципальные услуги, внешние связи на внутреннее развитие);
  • ОМСК ПОЛИЦЕНТРИЧНЫЙ (нормативная база территориального планирования, развитие городской среды, формирование общественных пространств);
  • ДОХОДНЫЙ ОМСК (развитие промышленности и предпринимательства, содействие росту зарплаты и созданию рабочих мест, увеличение доходов бюджета).

 

Обсуждение закрыто.