На прошедшей неделе в зале Дома ветеранов состоялась встреча с активом Омской областной организации ветеранов, пенсионеров. Представители органов власти и общественники ответили на актуальные вопросы, касающиеся изменения порядка оплаты расходов на общедомовые нужды (ОДН) с января 2017 года. Игорь Антропенко, в свою очередь, рассказал о необходимости обратиться в органы федеральной власти с предложением учесть фактическое потребление ресурсов при формировании нормативов.
Очередные изменения в федеральном законодательстве, касающиеся жилищно-коммунальной сферы, привели к тому, что тариф для населения в части ОДН существенно вырос. Чем отличается новый порядок начисления платежей и до какого момента он будет действовать, участников встречи проинформировали эксперт в сфере ЖКХ, член Общественной палаты Омской области Александр Бурых, начальник юридического отдела РЭК Татьяна Муратова и депутат Законодательного Собрания Омской области Игорь Антропенко.
Строка в квитанциях, касающаяся оплаты за места общего пользования (МОП) появилась после принятия Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» — для того, чтобы собственники научились экономить ресурсы, — проинформировал Александр Бурых. После установки общедомовых приборов учета этой цели на многих домах удалось достичь: сегодня показания счетчиков стремятся к нулю. Впоследствии законодатель принял другое решение: Федеральный закон от 29 июня 2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» обязал собственников оплачивать ОДН в составе жилищной услуги с 1 апреля 2016 года. Однако органы исполнительной власти «не успевая» за решениями, принятыми на федеральном уровне, не завершили подготовку необходимой документации в срок и добились отсрочки в исполнении закона до 1 января 2017 года (Федеральный закон от 30 марта 2016 №73-ФЗ).
В итоге, исполнительный документ Правительством РФ был подготовлен до истечения добавочного срока: 26 декабря (менее, чем за неделю до Нового года), было принято Постановление №1498, а его публикация в электронном виде состоялась только 30 декабря 2016 года. В регионах произошла путаница: субъекты не успели подготовить собственные нормативные документы, акты, произвести расчет нормативов. Однако новый порядок оплаты ресурсов уже действует.
Вкратце эксперт ЖКХ описал его следующим образом: с 1 января 2017 года ресурсоснабжающая организация может выставлять собственникам платежи только за поквартирное потребление, а то, что расходуется в местах общего пользования (обслуживание лифтов, освещение подвалов и чердаков, и т.д.), войдет в состав ОДН, норматив по которой будет вычисляться при содействии управляющих компаний. Законодатель определил, что для расчета платы за ОДН будут использованы нормативы и тарифы, которые утверждены РЭК по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Проблема — в том, что произвести расчеты специально под эти цели в регионах не успели, и сегодня используются цифры, принятые в 2012, 2014 годах. При этом, Постановление №1498 определяет множество факторов и технических особенностей, которые необходимо учесть при формировании нормативов: процент износа дома, техническое состояние, наличие оборудования (в подвале одного дома горит 4 лампочки, в подвале другого стоит циркуляционный насос, тепловая пушка: где-то предусмотрен один пассажирский лифт, где-то — установлен еще и грузовой).
Получилось так, что для расчета норматива по воде необходимо было ориентироваться на наличие мест общего пользования, а для расчета норматива по электричеству — включать в состав мест общего пользования площадь подвала и чердака, где предусмотрено электрооборудование. В результате тариф ОДН по электрической энергии значительно возрос. При этом законодатель определил, что при первичном включении в квитанции платежей по ОДН не требуется общего собрания собственников. И, что немаловажно: при расчете нормативов ОДН не учитываются фактические затраты ресурса, фигурируют только расчетные величины.
В настоящее время РЭК Омской области направила в адрес управляющих компаний объемные матрицы-таблицы, включающие множество параметров, которые необходимо заполнить по каждому дому: мощность приборов учета и т.д. После того, как УК передадут данные в РЭК, будет произведена выборка, дома сгруппируют по принципу аналогии, специалисты произведут все необходимые расчеты.
Бурых А.В. призвал собственников наладить сотрудничество с управляющими компаниями: по состоянию на 1 февраля с одной стороны, составить акты о том, на какую сумму были выставлены платежи по дому за конкретный ресурс и какому объему потребления это соответствует, а с другой стороны — зарегистрировать объем фактического потребления и понять, какую сумму за него фактически заплатила управляющая компания поставщикам ресурсов. При решении законодателем вопроса учета фактического потребления при формировании норматива, собственник, имеющий на руках подобные акты, может попытаться вернуть разницу и обеспечить перерасчет.
При этом, устанавливать приборы учета в тех домах, где имеется техническая возможность, все-таки необходимо (несмотря на то, что фактическое потребление ресурса не учитывается в настоящее время при расчете норматива). В противном случае, собственникам придется платить по нормативу, умноженному на повышающий коэффициент — с 1 января 2017 года — 50%, с 1 июля — 60%. К тому же, как отметила представитель РЭК Татьяна Уранова, для тех домов, на которых установлено энергосберегающее оборудование, учтены требования ФЗ №261, норматив будет ниже.
Депутат Заксобрания Игорь Антропенко в ходе встречи отметил, что Положение Правительства РФ №1498, которое было принято за несколько дней до Нового года, стало поводом для активного обсуждения в Законодательном Собрании и последующей работы: «Сложность регулирования состоит в том, что оно осуществляется на федеральном уровне, возможности регионов влиять на принимаемые решения достаточно ограничены.
Мы рассчитываем, что та работа, которая проводится Региональной энергетической комиссией, учтет существующие «перекосы» в тарифообразовании и будет завершена ранее, чем к 1 июля. Что касается корректировки Постановления Правительства РФ №1498, в настоящее время нами готовится обращение в Правительство, обобщающее опыт и фактические данные с мест. Сейчас мы регистрируем все факты обращений, касающиеся ОДН, и чем больше будет собрано фактических данных, тем большую актуализацию тема получит на уровне региона.
Мы рассчитываем, что в дальнейшем в Постановление будут внесены коррективы и мы сможем вернуться к той системе, которая позволит использовать фактические данные в части объема потребления ресурсов».